Тоннель под Ла-Маншем

Тоннель под Ла-Маншем

Тоннель под Ла-Маншем — одно из современных чудес света

6 мая 1994 года произошло знаменательное событие в истории Великобритании и Франции — открытие тоннеля под Ла-Маншем. Королева Елизавета II и президент Миттеран торжественно открыли уникальный по инженерному исполнению и самый длинный на планете подводный тоннель. Он соединяет туманный Альбион с континентальной Европой через пролив Ла-Манш.

Длина сложнейшего сооружения 50,5 километра, из-них 37,9 проходят под водами пролива, максимальная глубина 75 метров. Перерезая символическую ленточку, лидеры Франции и Англии открыли новую веху в многовековые взаимоотношения двух стран.

Открытие тоннеля лидерами Франции и Великобритании
Открытие тоннеля лидерами Франции и Великобритании

Тоннель послужил мощным стимулом для экономического, культурного и геополитического развития стран Евросоюза. Сообщество инженеров-строителей США признало тоннель одним из семи частей света.

Франция и Великобритания ― две страны, разделенные веками соперничества и войн. С того времени, как 13 тысяч лет назад растаяли ледники, их разделяет пролив. Многие граждане этих стран определяют свои межчеловеческие отношения, как любовь ― ненависть.

Долгий путь воплощения идеи

Идея о строительстве тоннеля возникла еще в конце XVIII — начале XIX века, в самом северном регионе Франции — Нор-Па-де-Кале. По версии французского инженера Альберта Матье-Фавье, тоннель предназначался для передвижения конных экипажей, с освещением от масленых ламп, с вентиляцией от отдушин, проведенных к поверхности моря. Стоимость проекта на то время составляла 1 млн. фунтов стерлингов.

Император Наполеон I одобрил проект и предлагал его к реализации при заключении мирного договора с Англией, но из-за Войны третьей коалиции в 1805 году, планы остались на бумаге. Парламент Великобритании всячески тормозил проекты по тоннелю и вставлял палки в колеса любым начинаниям в их осуществлении. Англичане считали тоннель «подкопом под безопасность острова».

В 1856 году инженер из Франции Томе де Гамонд предложил следующий проект строительства тоннеля между странами, с железнодорожным полотном. Французы были за, а вот англичане с тоннелем не спешили.

Парламент Великобритании в 1858 году при обсуждении вопроса строительства тоннеля под Ла-Маншем, фразой лорда Пальмерстона, перечеркнул все планы по дальнейшему его продвижению:

«Что? Вы ещё смеете просить денег на дело, цель которого — сократить расстояние, как мы считаем, и без того слишком короткое?»

Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря подключению к проекту британского инженера, строителя первого в мире метрополитена, Питера Барлоу. Спустя несколько лет, в 1872 году, Барлоу и его сотрудник Джон Хокшо начали собирать средства на тоннель. Парламенты Франции и Великобритании утвердили постановление о строительстве тоннеля, но из-за финансовых проблем проект был приостановлен и перенесен на несколько лет.

В 1881 году сделаны геологические изыскания, и в октябре того же года проходческие машины конструкции Инглиша-Бомонта, одна с английской стороны, другая с французской, у города Сангатт, начали работу. Из опасений англичан о быстром вторжении противника по готовому тоннелю, в марте 1883 года строительство было остановлено, хотя французы прорыли уже 1829 метров, а англичане 2026.

Проект возобновлялся в 1922 году, когда у Фолкстона английские рабочие пробурили 128 метров, а дальше опять вмешалась политика и стройка встала до 1957 года, когда была сформирована исследовательская группа, которая подготовила отчет с рекомендацией — рыть два основных тоннеля и один, между ними, служебный. Следующий раз проект запускался в 1973 году, но финансов в тот раз хватило на проходку 250 метров, и опять работы были приостановлены.

Наконец в 1984 году правительства обоих стран пришло к выводу: без частных вложений не обойтись. Выбрали окончательный вариант проекта, разработку 1973 года. 20.01.1986 года проект строительства тоннеля был опубликован, 12.02.1986 года  правительствами обоих стран подписан и наконец в 1987 в городе Кентербери ратифицирован. Эпопея решения строительства состоялась, тоннелю под Ла-Маншем быть.

Строительство тоннеля

Идея тоннеля, соединяющая двух бывших врагов, вызвала у людей неоднозначную реакцию. Однако рост товарооборота между странами, стал определяющим стимулом. В 1986 году лидеры стран Тэтчер и Миттеран договорились о строительстве тоннеля. Три миллиарда фунтов-стерлингов для строительства внесли частные структуры.

Прокладка тоннеля началось в декабре 1987 года, с начала со стороны Великобритании, а через год со стороны Франции. В дело включилась восьмитысячная армии строителей.

Карта маршрута Евротоннеля
Карта маршрута Евротоннеля

Стоявшая перед проходчиками задача, была сложной. Согласно проекта, тоннель соединял с Французской стороны город Кале, с английской — город Фолкстон, причем это не самый короткий путь между этими пунктами.

Для облегчения работ, рыть предполагалось в более податливом, меловом геологическом слое, а это значительно глубже планируемого и на 50 метров ниже дна пролива. Причем южная часть тоннеля предполагалась глубже, чем северная, что заставило французов строить шахту, диаметром 50 метров и глубиной 60.

Схема Евротоннеля
Схема Евротоннеля

Строители должны были построить: два железнодорожных тоннеля диаметром 7,6 метра и один служебный, диаметром 4.8 метра; 245 боковых аварийных переходов, на случай пожаров и других бедствий; воздушные клапаны между тоннелями через каждые 250 метров, в целях устранения поршневого эффекта. Общая длина всех тоннелей должна составить 153 километра.

Тоннелепроходческая машина
Тоннелепроходческая машина

Тоннелепроходческие машины (ТПМ) были главной ударной силой строителей. Одиннадцать ТПМ одновременно рыли тоннель 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Ширина использовавшейся в тоннеле проходческой машины 8,78 метров. Ряды режущих зубьев на вращающейся головке изготавливались из твердой вольфрамовой стали.

Рабочий момент строительства тоннеля
Рабочий момент строительства тоннеля

Ежедневно под землю доставлялись сотни бетонных плит для укрепления тоннеля, а всего их требовалось уложить свыше четверти миллиона.

Успех дела зависел от точности соединения двух тоннелей. По плану, строители должны были встретиться посередине пролива, в 18 километрах от берега, под его дном.

При отклонении тоннелей менялось бы и направление проходки и приводило к резкому изгибу ствола тоннеля. Для безопасного же движения скоростных поездов, необходим прямой путь.

Прокладывать тоннель в нужном направлении строителям помогала лазерная система позиционирования.

В конце 1990 года строители встретились, причем британцы к своему месту встречи пробились первыми.

Историческая встреча французских и английских проходчиков
Историческая встреча французских и английских проходчиков

Изыскатели-геодезисты потрудились на славу, тоннели соединились с отклонением в 35 сантиметров.

Завершение строительства двух железнодорожных тоннелей состоялось 22 мая 1991 года.

Искусственный мыс Шекспира Великобритания
Искусственный мыс Шекспира Великобритания

При строительстве тоннеля на поверхность было вывезено огромное количество грунта, и если этот грунт сложить в куб, то он бы имел размеры с гранями 200 метров. Французы распорядились с этим грунтом нерационально, они просто смешали его с водой и вывезли в море. А вот англичане возвели из грунта искусственный мыс Шекспира, площадью 0,36 км².

Строительство тоннеля продолжалось 7 лет, при участии 13 тыс. рабочих и инженеров.

На очереди стояла работа по сооружению транспортных коммуникаций. Необходимо было построить два приемных терминала, на обоих берегах Ла-Манша, проложить 195 километров железнодорожных путей, построить гигантскую систему охлаждения воздуха. Для функционирования тоннеля требовались и новые поезда для перевозки людей, автомобилей, грузовиков.

Стоимость проекта

Тоннель под Ла-Маншем сложный инженерный комплекс и стоимость его довольно высока, с учетом инфляции получилось 10 миллиардов фунтов стерлингов. Поскольку в Европе требования к экологической безопасности высоки, завышение стоимости проекта во многом произошло именно из-за этих статьей расхода. Есть и другие цифры стоимости тоннеля, они противоречивы, но все источники едины в одном: проект не окупился финансово до сих пор. По экспертным данным для окупаемости Евротоннеля потребуется 1000 лет.

Выход Великобритании из Евросоюза усугубит финансовые возможности подземного сооружения. Компания Евротоннель, финансирующая проект, первую годовую прибыль заработала лишь в 2008 году, а компания Eurostar, оператор тоннеля, в том же году получила прибыль 40 млн. евро. Мировой экономический кризис, через два года повлиял на финансовую ситуацию, и компании понесли потери.

Поезда Евротоннеля

Тоннель под Ла-Ламаншем, или Евротоннель, это третий по протяженности железнодорожный тоннель на планета. Первый по протяженности Сэйкан, Япония (53,85 км), второй Готардский тоннель, Швейцария (57,1 км).

Терминал с французской стороны
Евротоннель – терминал с французской стороны

Но, по протяженности под водой, он самый длинный тоннель в мире, 39 км. Между прочим, как международный, это тоже самый длинный тоннель в мире.

Евротоннель терминал со стороны Великобритании
Евротоннель – терминал со стороны Великобритании

Все полосы движения в тоннеле имеют две развязки, позволяющие поездам спокойно перемещаться. Движение левостороннее. Максимально допустимая здесь скорость — 160 км/ч.

Салон пассажирского вагона Евростар
Салон пассажирского вагона Eurostar

Это почти в два раза меньше максимальной скорости поездов «Eurostar» на суше. В результате тоннель можно преодолеть за 20 минут на пассажирском поезде и за 35 — на Shuttle.

Вид внутри вагона Шатл
Вид внутри вагона Shuttle

В тоннеле по железнодорожному полотну перемещаются 4 вида поездов:

  • Пассажирские, следуют между Северным вокзалом Парижа, лондонским вокзалом Сент-Панкрас и брюссельской станцией Мidi/Zuid.
  • «Shuttle» (Челнок), перевозящие пассажиров с их личными автомобилями, автобусами, фургонами. Погрузка в поезд занимает 8 мин. Маршрут «Сангатт — Фолкстон» и обратно.
Евротоннель поезда SHUTTLE - загрузка автомобиля
Евротоннель поезда «Shuttle» – выгрузка автомобиля
  • «Shuttle» (Челнок), перевозящие только грузовики. Сами водители едут в отдельных вагонах.
  • Поезда, перевозящие только грузы.
Поезда Евростар
Поезда «Eurostar»

Путешествия по тоннелю

Северный вокзал Парижа (Gare du Nord) является отправной точкой при путешествии из Франции в Англию.

Северный вокзал в Париже (Gare du Nord)
Платформы. Северный вокзал в Париже (Gare du Nord)

На это путешествие туристы затратят 2 часа и 16 минут. В пиковые моменты регулярность рейсов может достигнуть до четырех раз. Услуга резервирования билетов предоставляется на несколько месяцев вперед. Для ожидания поездов пассажирам предоставлены комфортабельные залы с кафе и сувенирными магазинами. Прибыть на вокзал пассажир обязан за 45 минут до отправления поезда.

Брюссельский вокзал Midi/Zuid
Платформы. Брюссельский вокзал Midi/Zuid

Из брюссельского вокзала Midi/Zuid в Лондон можно также добраться на поездах Евротоннеля, время в пути займет два часа. Если путешествовать из Лондона, его терминал расположен в Фолкстоне, то лучше садится в поезд на вокзале Сент-Панкрас. Поезда отсюда идут во Францию, в Бельгию и Амстердам.

Путь от Лондона до Парижа теперь составляет 2 часа 15 минут. По железным дорогам стран составы передвигаются со скоростью 300 километров в час, в тоннеле со скоростью 160, пересекая его за 20-35 минут.

Цены на такие поездки совсем не бюджетные, но существуют очень популярны однодневные туры экономкласса, между городами: Лондоном, Парижем и Брюсселем. Самолетом покрыть это расстояние выходит дороже и дольше, а еще надо учесть неудобства, которые приходится преодолевать пассажирам по ожиданию и пересадкам в аэропортах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: