Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса в Олимпии.

Греческое Чудо Света

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ. Или на небо ты сам, бога чтоб увидеть, взошел», — такие восторженные строки посвятил афинскому скульптору Фидию, создателю 3 чуда света — статуи Зевса в Олимпии, его современник, поэт Филипп.

Торжественное посвящение 12 метровой статуи Зевса состоялось в греческой Олимпии в конце 30-х годов ꓦ века до н.э.

Оно стало третьим Чудом света, по общему каталогу чудес света, но первым греческим, потому что было создано в Греции в ꓦ веке до н.э. Первые два: пирамиды Гизы и висячие сады Семирамиды созданы на Востоке.

Мастер, который создал третье чудо света, родился и жил в Афинах. Чтобы узнать истоки замысла великой скульптуры, понять обстановку, в результате которой возник этот шедевр, нужно немного рассказать о городах, людях и эпохе, причастных к этому событию.

О втором чуде света — Висячих Садах Вавилона, можно почитать здесь.

Афины и Перикл

Город возник в седой древности в ꓫꓦ веке до н.э., как крепость элазгов. Афины к ꓦ веку до н.э. стали общепризнанным греческим центром культуры. Граждане обожали свой город и в ходу у них была поговорка, правда немножко грубоватая:

«Если ты не видел Афин, — ты дурак, если видел и не восхищался, — ты осел, а если добровольно покинул, — ты верблюд».

К середине ꓦ века до н.э. Афины, выйдя из очень трудной войны с персами победителем, заняли главенствующее положение в Греции. На внешнеполитическом поприще они возглавляли союз греческих государств: материковых, островных.

Во внутренней жизни, на фоне общей демократизации всего государственного устройства, Афины испытывали подъем материальной и духовной культуры. На вершине акрополя строится Парфенон, прекрасно украшается, а на склонах Акрополя, в театре Диониса ставят свои произведения афинские трагики.

Это было время афинской демократии. Вокруг его вождя Перикла собрались самые выдающиеся личности той эпохи: Философ Анаксагор, трагик Еврипид, историк Геродот и автор третьего чуда света, великий скульптор Фидий.

Фидий был другом и сподвижником Перикла. Именно ему было поручено руководство строительными работами на Акрополе и его художественное оформление.

Перикл
Перикл

Перикл — афинский политический деятель, знаменитый оратор и полководец. Лидер афинской демократии. С 444 года до н.э. Перикл 15 раз подряд избирался в коллегию стратегов.

Под его руководством Афины достигли вершины своего могущества. Перикл украсил Афины, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. В 429 году до н.э., на третий год после начала Пелопонесской войны, Перикл, как и тысячи других афинян, умер от эпидемии чумы, которая свирепствовала в городе.

Афиняне всегда были людьми подвижными, непоседливыми, с ярко выраженной гражданской позицией. У них дня не проходило без политических баталий. Естественно, у Перикла были политические оппоненты, были и откровенные враги, которым не нравился Перикл.

Архитектор Фидий

Фидий — архитектор древней Греции, художник и великолепный скульптор. Славу мастеру принесли статуи из бронзы и хрисоэлефатина.

Статуя  Зевса была выполнена хрисоэлефантинной (от гречchrysó s – золото и elé phas – слоновая кость) техникой. Когда изготовление скульптуры производится из золота и слоновой кости на деревянной основе. Применялось в античности.

Работы Фидия были так изящны, что его ставили в один ряд с другими прославленными древнегреческими классиками Праксителем и Поликлетом.

Фидий
Фидий

Во время правления Перикла, были оппоненты и у Фидия. Против него постоянно заводились дела, в основном за растраты. Он якобы бы похитил часть золота, которое было выделено на статую Афины Парфенос в Парфеноне. Золота там действительно  потрачено немерено, около 1150 кг. Обвинение было явно надуманное. Ведь все эти пластины можно было снять и взвесить.

Афина Парфенос
Афина Парфенос

Фидий вроде бы оправдался, но затем ему было предъявлено новое, более серьезное обвинение, в нечестии. Дело в том, что на щите Афины Парфенос, где была представлена битва афинян с амазонками, мастер посмел изобразить себя, в виде плешивого старика, который закрывал голову руками, и даже Перикла в образе Тесея.

В 432 году до н.э. когда Фидия вызвали на процесс, где он пытался объяснить, что это не так. Судьи его доводы восприняли, как оправданье. Сложность заключалась в том, что Фидия судил не афинский народ, а ареопаг.

Ареопаг — последнее прибежище аристократов, в демократических Афинах. Власть его была ограничена религиозными делами, никакой юридической защиты в случае обвинения, у человека не было. Ареопаг — буквально холм Ареса, орган власти в древних Афинах. Назван по месту заседания на холме Ареса, возле Акрополя. Возник в очень древнюю эпоху, как совет старейшин. Состоял из пожизненных членов, пополнявшихся из бывших архонтов.

Располагался на одноименном холме, где по приданию проходил суд над богом Аресом, за пролитие крови сына Посейдона. Ограничение власти ареопага началось с развитием афинской демократии.

Ареопаг холм в Афинах
Ареопаг, холм в Афинах

Когда на статуе божества человек изображает себя, по древнегреческим представлениям называлось «гибрис» — дерзость, оскорбление божества, а это уже статья, тянувшая на смертную казнь, и по ней обвиняли Фидия. Объяснения архитектора не были приняты ареопагом, и по одной из версий известно, что он умер в тюрьме. Но это только одна из версий, существуют и другие, где ход событий его жизни совершенно другой.

В 431 году начинается Пелопоннесская война, тяжкая, муторная, от которой пострадали Спарта и Афины. В 430 году в Афинах разразилась страшная эпидемия чумы, которая унесла и Перикла. В 429 году Фидий потерял не только друга, но и единственного защитника.

Олимпия — полис Элиды

В условиях, когда черные тучи сгустились над головой, он принял единственное и верное решение, покинуть Афины, переехать в Пелопоннес, в город Олимпию, где и сотворил третье чудо света.

Древнегреческий писатель и географ второго века новой эры Павсаний, упоминает 27 произведений Фидия, которые стояли в разных городах Греции. Это были Афины, Олимпия, Пелена, Платеи и другие.

Фидий был уникальным скульптором, поскольку работал сразу в трех техниках: хрисоэлефантинной, в камне, в бронзе. Не случайно, что именно его пригласили в Олимпию.

Называемая городом, Олимпия на самом деле таковым не являлась. Олимпия уникальное место, ведь люди там не жили, а только проводили священнодействия, частью которых являлись знаменитые олимпийские игры, которые проводились раз в четыре года.

Олимпия — это очень древнее место. При раскопках там были найдены сооружения и следы керамики, которые относились к археологическим слоям второй половины III тысячелетия, ранний эолийский период.

Когда на эти земли вместе с дорийцами вошли эолийцы, они за короткий период подчинили себе плодородную равнину. Олимпия в ꓦII веке до н.э. влилась во владения полиса Элида.

Именно эолийцы в Олимпии установили прочный культ Зевса, в который влились остальные культы данной местности. В самой же Греции, где главным божествам был Зевс, храмов, посвященных ему, было мало. Зато храм в Олимпии считался общегреческим.

Первым храмом, где почитался Зевс, был храм, который позже стал храмом Геры. С 776 года проходили Олимпийские Игры, которые были частью праздников в честь Зевса. Наряду с Афинами, подъем и расцвет культуры происходил во многих греческих городах, в том числе Элиде.

На добычу, отвоёванную при победе над жителями города Писса в 468 году до н.э., элидийцы начали сооружение нового храма, известного, как храм Зевса.

Храм Зевса - реконструкция
Храм Зевса – реконструкция

Заложен храм был в 572 году до н.э., местным архитектором Либоном, а закончен Фидием между 440 и 436 годом до н.э. Храм был самым большим и самым почитаемым в Греции. В длину храм насчитывал 64 метра, в ширину порядка 28 метров. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса.

Рождение статуи Зевса

Статуя Зевса была изготовлена в конце 30 годов до н.э. Так как статуя Зевса строилась уже под действующий храм, Фидию пришлось вписывать ее в уже имеющееся пространство.

Обломки терракотовых форм для отливки деталей золотого одеяния статуи. Найдена в 1958 году. выставлена в музее Олимпии
Обломки терракотовых форм для отливки деталей золотого одеяния статуи. Найдена в 1958 году. выставлена в музее Олимпии

Для этого специально построили мастерскую, которую в наше время, в 1954-1956 году нашли при археологических раскопках. В мастерской археологи обнаружили формочки для отливки отдельных деталей, кусочки слоновой кости и другое.

Сама статуя Зевса, по некоторым данным, имела высоту 12 м. 40 см., хотя существуют и другие данные, которые появлялись в разное время. У Каллимаха, александрийского поэта, есть утверждение, что высота статуи 12 м. 50 см.

Павсаний
Павсаний

У писателя Павсания, на которого ссылаются известные исследователи в описании Эллады, есть замечательная фраза, — я знаю размеры Зевса Олимпийского, но не буду их специально приводить.

Павсаний — древнегреческий писатель, автор труда описания Эллады в 10 книгах. Жил во втором веке нашей эры, уроженец Лидии. Побывал в Италии, на Сардинии, в Корсике, в Аравии и Сирии. Его труд написан, вероятно, в 70 годах II века, своего рода путеводитель по наиболее достопримечательным памятникам архитектуры и искусства средней Греции и Пелопоннеса.

Когда мы рассуждаем о чудесах света, оценивать их можно по двум важным компонентам, это техническая сложность (размер статуи относится к этому параметру), и высочайшее эстетическое качество объекта.

Географ Страбон писал, что статуя настолько велика и несоразмерна храму, что храм очень тесен для этой статуи, и если Зевс встанет, то просто снесет кровлю головой. Зевс Олимпийский лучше всего описан Павсанием, а его внешний вид списан с изображений монет, полиса Элида.

Монета с изображением Статуи Зевса

Что из себя представляла это скульптура. Это Зевс, который сидит на троне. В правой руке, которая лежит на ручке трона, находится изображение богини победы — Ники. В другой руке, левой — скипетр, на вершине которого сидит орел.

Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии

Сам трон был сделан из эбенового черного дерева, который был украшен слоновой костью, золотом, драгоценными камнями. На троне были разные сцены из греческой мифологии.

Ножки трона соединялись четырьмя перекладинами. На передней перекладине нанесено восемь рельефных изображений. Это были рельефные изображения из Олимпийских игр, одно из них — состязание мальчиков.

На других перекладинах, сцены борьбы Геракла и Тезея с амазонками. Всего было двадцать девять изображений. Под перекладинами, между ножками, размешены стенки, небольшого размера.

Фрагмент Фриза, находившегося в храме Зевса. Вырезаны в V веке до н.э.
Фрагмент Фриза, находившегося в храме Зевса. Вырезаны в V веке до н.э.

С передней стороны стенка окрашена в голубой цвет, остальные заполнены картинами Панэна. На задней стенке картины с изображением сцен: борьба Геракла с немецким львом, Аякс и Касандра, Гипподамия, дочь Ойномая, с матерью Стропой.

Левой стороне придавали красоту картины: освобождение Прометея Гераклом; Ахилл, поддерживающий Пентесилию, царицу амазонок; две Геспериды с яблоками из золота в руках.

За спиной Зевса были три фигурки Ор — богинь время года, с другой стороны фигура Хариты — богини веселья и радости. В ногах Зевса была скамеечка, ножками которой служили львы.

Тело Зевса изготовлено из слоновой кости, золота. Голова и руки Зевса, верхняя часть туловища, были открыты, поэтому сделаны из слоновой кости. Нижняя часть туловища и ноги, задрапированы плащом, выполненным из золота.

В чем смысл технической сложности исполнения статуи. Высота фигуры 12 м. Сделать целиковую статую невозможно. По всей видимости, основой был деревянный каркас, на который крепились и подгонялись пластины. Главное в этой работе подгонка фрагментов статуи, состоящей из пластин золота, слоновой кости.

Подогнать пластины необходимо было так, чтобы швов был невиден. На головах Зевса и Ники были золотые венки из масличных ветвей, как у олимпийских победителей. Одного золота на статую ушло более 1200 кг.

Храмы Греции были великолепны, красивы, но имели один недостаток — они были темные, так как не имели окон. Свет мог попадать только через двери, обычно огромные, во всю плоскость.

Фидию пришлось решать очень важную проблему, освещение статуи, и он решил эту задачу прекрасно. Архитектор сделал в полу углубление, для бассейна с оливковым маслом. Причем расположил бассейн так, что лучи света через открытые двери попадали на зеркальную поверхность масла, и отражаясь, великолепно освещали верхнюю часть статуи.

Для людей, видящих это, создавалось божественное ощущение, что сама статуя светится в темноте. Статуя Зевса обессмертила имя греческого скульптора Фидия.  Историкам неизвестно, как он провел последние годы своей жизни и когда умер.

1000 лет существования и версии гибели

Во ll веке новой эры, проводилась реставрация статуи, так как слоновая кость потрескалась. Чинил статую месенский мастер Домофон.

Статую могли потерять в l веке до н.э., поскольку римский император Калигула, который правил с 37-41 год, хотел присвоить себе божественный статус. Он приказал разобрать статую Зевса и привести в Рим, где планировал вместо головы Зевса поставить свою голову, выполненную из слоновой кости и золота. Но Калигулу заговорщики убили, и перемещение Зевса не состоялось.

Последнее упоминание о статуе относится к 363 году новой эры. Есть два варианта событий, которые случились со статуей. По первому — статуя сгорела в 426 году, в год указа Феодосия ll о борьбе с язычеством. Тогда христиане начали уничтожать статуи, храмы.

Руины храма Зевса сегодня
Руины храма Зевса сегодня

По второму варианту считается, что статую Зевса увезли в Константинополь, где она также погибла в 70 годах,  этого же века, во время пожара. Статуя имела деревянный каркас и риск погибнуть от пожара был большим.

Статуя к радости, просуществовала 1000 лет, а это очень большой срок, в течении которого она восхищала и радовала греческий народ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: