Храм Артемиды Эфесской

Артемиды храм

Третье чуда света, храм Артемиды

В древности, в ꓦl веке до н.э., на территории современной Турции существовала Лидия, одна из стран Малой Азии, располагавшаяся в западной её части и называвшаяся раньше Мэонией. Последним царем Лидии был Крез, могущественный и богатейший правитель. В 560 году до н.э. благодаря ему в Эфесе был сооружен величайший храм Артемиды.

Храм Артемиды Эфесской, — это единственная обитель богов на земле, каждый, кто хотя бы однажды видел его, уверен, что земля и небо поменялись местами. Что именно здесь, царство бессмертных богов снизошло на землю, — писал в своем сочинении о семи чудесах света Филон Византийский. Именно он систематизировал и классифицировал в lꓦ веке до н.э. чудеса света, где третьим по счету числилось греческое чудо — храм Артемиды Эфесской.

В статье речь пойдет об истории создания и гибели храма Артемиды Эфесской. Однако статья будет неполной, если не рассказать о древнем городе Эфесе.

О втором чуде света, висячих садах Семирамиды, можно прочитать здесь.

Эфес, от амазонок до Александра Македонского и разорения готами

Когда же возник и как существовал этот удивительный древний город на западном побережье Малой Азии, в устье реки Каистр, южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук.

Карта с обозначением города Эфес
Карта с обозначением города Эфес

Существует множество легенд о том, когда и кем был основан Эфес. По одной легенде его основали амазонки — женщины воительницы. По другой легенде в 1100 году до н.э. основал город Андрокол, сын афинского правителя Кодра, по совету Дельфийского оракула.

Что интересно, место под город ему должны были указать рыба и кабан. Такое место нашлось у Эгейского моря, где он повстречал рыбаков, жаривших рыбу на костре, а вылетевшая из костра искра зажгла куст, из которого выскочил кабан. В этом месте и был основан город Эфес, а кабан стал символом города. Здесь же, в окрестностях нового поселения, согласно легенде Андроклу повстречалось воинственное племя амазонок, в одну из которых — Эфесию, он влюбился. В честь её город стал называться Эфес.

Амазонка
Амазонка

По данным историков, окрестности Эфеса были заселены еще в эпоху неолита. В постхеттский период Эфес являлся столицей карийского царства, а в XVI—XI веке до н. э. заселён греками-ионийцами из Афин.

Действующая на начальном этапе полуаристократическая форма правления в ꓦll веке до н.э. сменилась на тиранию.

Завоевавший Эфес в ꓦl веке до н.э. лидийский царь Крез, переселил жителей в долину ближе к храму Артемиды. Именно в период правления Креза, город преобразился — стал процветающим и богатым. А храм Артемиды, благодаря огромным финансовым вложениям Креза, обрел великолепный вид и роскошное внутреннее убранство.

В виду своей географической расположенности и геополитического положения Эфес многократно, в течении своей многовековой истории, менял свою государственную принадлежность.

В 546 до н.э. Эфес стал составной частью Персидского государства, после поражения Креза от царя Персии Кира.

В 499 году до н.э. из-за налоговых дискриминаций при Дарии l и Камбисе ll, Эфес принял участие в Ионийском восстании против Персии, но в 498 году до н.э. при поражении в битве при Эфесе, опять вернулся под власть Персии, и участвовал на её стороне во всех греко-персидских войнах.

Благодаря афинянину Кимону, Эфес вернул себе свободу около 470 года до н.э. и вошел в Делосский союз. В период Пелопоннесской воины (431-404 год до н.э.), развернувшейся между Спартой и Афинами, Эфес принял сторону Афин, но в последствии примкнул к восставшим, подконтрольным Афинам государствам и стал союзником Спарты.

В 386 году персы опять вернули город Эфес под свое управление.

В 334 году до н.э. Александр Македонский, выиграв битву при Гранике, освободил город от персов. Позднее в 283 году до н.э. Эфес был завоёван одним из подвижников Македонского Лисомахом.

Лисомах перенес строения города и переселил людей из заболоченной долины на гору, оборудовал новую гавань.

Далее Эфес оказывался то под властью Египта, то Сирии, а в 189 году до н.э. римляне, одержав сражение над Антиохом Великим, не передали город пергамскому царю Евмену ll, и в 133 году до н.э. Эфес влился в Римское государство.

В 88 году до н.э. Эфес примкнул к антиримскому восстанию городов Малой Азии во главе Понта Митридата, но в 86 году до н.э. вернулся под управление Рима.

В период гражданской войны в Риме, которая случилась в 44 году до н.э. после убийства Цезаря, дань с Эфеса получали обе стороны, и Египет, и Сирия. При императоре Августе город, являющийся столицей римской провинции Азия, стал со временем самым красивым городом Римской империи. В 262 году готы разорили Эфес.

В средневековье, на протяжении долгих столетий Эфес многократно подвергался набегам арабов и пиратов, и был уже не более чем деревня.

Землетрясения разрушили Эфес, а оползни похоронили их под слоем земли, тем самым сохранив их для истории, на радость, ученых и археологов ꓫꓫ века.

В настоящее время реконструированные развалины Эфеса находятся уже на расстоянии шести километров от моря, в седловине между двух холмов.

Развалины храма Артемиды
Развалины храма Артемиды

Первые раскопки города, основанного Лисимахом, были произведены английскими археологами в 1869 году. Миру открылась удивительная красота древнего античного города. Площадь раскопок составляет более десяти километров, а в музее города Сельчук выставлены уникальные находки самого Эфеса и его соседей по античному миру.

Греческая богиня Артемида

Артемида в греческой мифологии (Диана в древнеримской мифологии) — дочь Зевса и титаниды Лето, сестра Аполлона, богиня охоты и зверей, владычица животного и растительного мира, а также богиня Луны. По представлению греков большую часть времени проводила в окружении своих подруг — нимф на охоте, вооружившись луком и стрелами.

Вечно юная богиня — девственница, ставшая покровительницей целомудренных женщин, одновременно представлена и в совершенно противоположном облике — богини плодородия. Здесь она дарует счастливый брак, помогает женщинам рожать, является защитницей всего живого.

Артемида с луком
Артемида с луком, картина неизвестного художника

Артемида не только любительница охоты, стрел и луков, ей нравятся звуки лир, хороводы и возгласы веселящихся нимф. Вечерами, при ясной луне Артемида, взявшись за руки с нимфами, до глубокой ночи водит хороводы на лесных полянах.

Священное животное Артемиды — лань, медведь.

Что означает имя Артемида неизвестно, по разным источникам оно происходит от слов «владычица», «убийца», «медвежья богиня». Остров Крит является местом происхождения богини, где она в древние века была охотницей, богиней-медведицей, владычицей зверей. Отсюда и проистекают её отрицательные черты: мстительность, жестокость, бескомпромиссность.

За брак с победителем Минотавра Тесеем Артемида убивает Ариадну, дочь критского царя Миноса. И делает это она в священной роще острова Наксос.

Она хитростью погубила братьев Алоады, сыновей Посейдона — бога морей за то, что они хотели взять в жены её и Афину. Превратившись в оленя, она пробежала между братьями, которые, бросив дротики, поразили друг друга.

Артемида натравила чудовищного вепря на древнегреческого героя Энея за то, что он забыл про богиню, когда приносил благодарственные жертвы за урожай. Этой сцене посвящен мифологический сюжет «Калидонская охота».

Паул Рубенс Каледонская охота на кабана
Паул Рубенс. Каледонская охота на кабана

Царица города Фивы Ниоба посмела усомнится в красоте богини Лето, матери Артемиды, за что и была наказана жестоко. Семь сыновей Ниобы полегли от стрел Аполлона, а семь дочерей погибли от стрел Артемиды.

Молодой охотник Актеон во время охоты оказался на месте, где совершала омовение Артемида. Богиня заметила это и разгневалась, ведь в таком виде её не могут видеть ни люди, ни боги. Чтобы он никому не рассказал об увиденном, она превратила Актеона в оленя, а его собственные собаки растерзали бедного охотника.

Но Артемида может быть доброй и милостивой, если к ней с уважением и почтением. По просьбе своего брата Аполлона она простила царя Адмета и его жену Алкесту за то, что они забыли привнести жертвы при вступлении в брак. Артемида отказалась приносить в жертву дочь Агамемнона, предводителя греческого войска в Тронской войне и требовала от него лишь покорности.

Когда Артемиде было три года, и она сидела у Зевса на коленях, он спросил у неё: — какой бы она хотела себе подарок.

Артемида ему ответила: — Обещай дать мне вечную девственность, столько же имен, как у моего брата, лук и стрелы, обязанность приносить свет, шестьдесят океанид, чтобы они составляли мою свиту, двадцать нимф, которые будут кормить моих охотничьих собак, когда я не на охоте, и все горы в мире; а еще дай мне город, какой пожелаешь, чтобы меня чтили в нем превыше всех богов.

Зевс выполнил все её просьбы. Артемида являлась третьей и последней богиней-девой на Олимпе. Имен она имела столько же, сколько у брата Аполлона, даже больше. Она называлась «Охотницей», «Стрелолюбивой», «Златострельной» и даже «Болотной». Артемиду чтил не один город, как она просила у Зевса, а целых тридцать. Главных же её городом был Эфес в Малой Азии. Артемида Эфесская была здесь самая почитаемая и известная во всем эллинском мире богинь. Для неё был построен и посвящен великолепный мраморный храм, который создавался более ста лет.

История храма Артемиды

История храма Артемиды состояла из нескольких повторяющихся, эволюционных циклов: построение  ꟷ разрушение. Первый цикл и самая ранняя версия храма принадлежит еще к бронзовому веку. Греческий ученый и поэт Каллимах в своем произведении «Гимн Артемиде» предписывал это сооружение воинственным амазонкам.

Первый храм ꓦll века до н.э. нашел свою погибель от сильнейшего наводнения. Как он выглядел, и кто его построил неизвестно, сведений об этом нет.

Второй храм Артемиды построен где-то в конце ꓦll века, в начале ꓦl века до н.э., царем Лидии Крезом, выделившим огромные средства на строительство храма.

Храм Артемиды Эфесский
Храм Артемиды Эфесский

В Ионии, в эпоху архаики, находившейся в западной части Малой Азии, являющейся наиболее развитой и богатой, даже превосходившей балканскую Грецию, складывается один из наиболее замечательных архитектурных стилей, ионический.

В первой половине ꓦl века возникают три великих храма: Артемиды Эфесской, храм Геры Самосской, Храм Аполлона в Дидимах близ Милета. Все они воплощают в себе идеалы раннего ионийского стиля, так называемые диптеры.

Диптер — тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное помещение окружено по внешнему периметру 2 рядами колонн.

Чтобы построить храм Артемиды, эфесцы пригласили из Кносса знаменитого архитектора Херсифрона и его сына Метагена. По всей видимости, в строительстве храма пришлось участвовать и внуку Херсифрона, ведь согласно писаниям античных авторов, храм строился 120 лет.

Колонны предполагалось устанавливать из мрамора. Перед строителями стояла сложная задача, найти мрамор и доставить его к месту строительства здания, заболоченной части Эфеса, вблизи истока Каистро. Заболоченное место под фундамент выбрали специально для того, чтобы погасить удары землетрясений, нередко возникающих в данном регионе, имеющем сейсмическую активность.

Мраморные залежи нашли при помощи местного пастуха, в 12 км от города. Под фундамент храма сначала выкопали большой котлован, который снизу заполнили смесью древесного угля и овечьей шерсти, потом заложили фундамент, основанием 115×46 м. Транспортировка блоков для колонн и балок архитрав осуществлялась при помощи специальных приспособлений катков.

Часть гравюры с приспособлением - катком для перемещения колонн
Часть гравюры с приспособлением – катком для перемещения колонн

Архитрав — это горизонтальная перемычка, перекрывающая расстояние между вертикальными опорами, колоннами, столбами и нижняя горизонтальная часть антаблемента, лежащая на капителях колонн или пилястр и являющаяся его основанием).

Поднимали колонны и балки архитрав при помощи лебедок, хотя это было непростой задачей, ведь колонны достигали высоты 13 метров.

В Греции существовал миф, что ночью пришла сама богиня Артемида и помогла поставить колонны и поднять балки.

Строительства велось 120 лет, ни первый архитектор, ни его сын не дожили до конца строительства. Достраивали храм архитекторы Пеоний и Деметрий. В основном это были работы по строительству крыши, элементы которой состояли из дерева и глины. Тридцать шесть колонн храма, по словам Плиния (древнеримский писатель-эрудит), имели резные барельефы.

Статуя Артемида

Первая статуя Артемиды имела высоту 15 м. По разным источникам, некоторые части статуи: лицо, руки, ноги были сделаны из эбенового дерева, остальное выполнялось из золота, слоновой кости, бриллиантов. По исполнению статуя Артемиды имела явно не греческий облик.

Скульптура Артемиды Эфесской
Скульптура Артемиды Эфесской

Архаическая статуя, даже в копиях, представлена в эротической позе: руки вдоль туловища, сомкнутые ноги. Очень интересны детали одежды: в один ряд идут быки, пчелы. Самой главной и характерной частью скульптуры, была ее многогрудность, это при том, что богиня считалась девой. Представлена Артемида, как мать-кормилица всего мира.

В середине ꓦ века Храм Артемиды стал одной из главных достопримечательностей города Эфеса, начал поражать воображение греков. Купцы, путешественники, правители государств стремились в Эфес, чтобы насладится красотой уникального чуда архитектуры храма Артемиды, сделать подношения в виде подарков, украшений, товаров.

Третий храм Артемиды

В 356 году до н.э., в ночь рождения Александра Македонского, житель Эфеса по имени Герострат, дабы обессмертить свое имя, сжег Храм Артемиды Эфесской. Годы рождения и смерти Герострата неизвестны, согласно источникам, он жил в городе Эфес. По решению жителей ионийских городов, имя Герострата было предано вечному забвению.

Александр Македонский решил восстановить храм и профинансировал его постройку. Строительные работы начались в 323 году до н.э. с разборки остатков храма, которые пришлось убирать полностью. Храм восстанавливал новый мастер, архитектор Александр Хейрократ или Дейнократ. Он не только сохранил прежний план здания, но и улучшил его:

ꟷ увеличил размеры храма до 137 метров в длину и 69 метров в ширины, высоту колонн до 18 метров. Крыша здания опиралась на 127 колонн, установленные в девять рядов

ꟷ поднял подиум здания на увеличенное ступенчатое основание.

Новый храм Артемиды являлся самым крупным в мире.

Храм Артемиды
Храм Артемиды

Внутреннее убранство храма украшали статуи работы Праксителя, рельефы Скопаса, художественные картины талантливых мастеров, а также портрет самого Александра Македонского, сделанного художником Апеллесом. Он изобразил полководца с молнией в руке.

Храм Артемиды был не только религиозным, церемониальным местом, но и использовался, как деловой и финансовый центр. Управлялся коллегией жрецов и был независим от местных властей.

Храм Артемиды Хейрократа просуществовал шесть веков.

В 268 году н.э. при императоре Галлиене храм Артемиды был разграблен и разрушен готами. До какой степени храм разрушен неизвестно, но согласно источникам, храм опять восстановили, и он еще работал для богослужения в период христианства. Но торжество христианства не спасло новое сооружение, оно пришло в упадок.

В самом конце существования Римской империи храм был закрыт из-за преследования христианства язычниками.

Многое в истории храма после 268 года неизвестно. Предположительно его закрытие произошло в ꓦ веке, а с падением Византии храм просто был растащен и разобран жителями города, а то немногое, что осталось,  разрушили землетрясения.

Имя храма Артемида исчезло со всех надписей города Эфес.

Археологические исследования

В самом конце 1869 года английский архитектор, инженер и археолог-любитель Джон Вуд после нескольких безуспешных раскопок на западе Малой Азии, к югу от Измира, все же обнаружил на семиметровой глубине руины храма Артемиды Эфесской.
Известное своими размерами (ширина — 50 метров, длина — 109, 127 двадцатиметровых мраморных колонн в два ряда) и великолепием (скульптуры великих Праксителя и Скопаса, живописные панно), святилище богини плодородия было заново воздвигнуто на месте еще более древнего храма, сожженного в 356 году до н. э. печально известным Геростратом.

Некоторые фрагменты скульптур в 1874 году нашли археологи под руководством Дэвида Хогарта.

После восстановления и реставрации фрагменты, созданные в IV веке и более ранний период, были выставлены в «Эфесской комнате» Британского музея.

Античные развалины Эфеса. Колонна храма Артемиды
Античные развалины Эфеса. Колонна храма Артемиды

В настоящее время среди мраморных развалин Эфеса, можно увидеть одиноко стоящую мраморную колонну, оставшуюся от некогда великолепного храма.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: