Александрийский Маяк

Александрийский Маяк

Седьмое чудо света Древнего мира

Александрийский (Фаросский) Маяк ― седьмое чудо света Древнего мира. Построен маяк в lll веке до н.э на острове Фарос, с целью проведения кораблей через рифы в александрийскую бухту. Ночью ориентиром для судов служило отражение языков пламени, днем столб дыма. Сооружение, возведенное в Александрийской бухте, являлось первым маяком в мировой истории судоходства.

Остров Фарос и Маяк

Александр Македонский в 332 году до н.э. основал город Александрия. К выбору места для города Александр подходил скрупулёзно, оно должно быть на пересечении водных и наземных путей трех частей света: Европы, Азии и Африки.

Порт планировался и как стратегический объект, и как важный торговый центр. Порт города должен быть удобным для посещения кораблей как прибывающих из Средиземного моря, так и осуществляющих навигацию по Нилу. Такое место нашли в 20 милях южнее дельты Нила, на перешейке, напротив острова Фарос.

Карта с расположением острова Фарос
Карта с расположением острова Фарос

Естественно, для удобства мореплавания в акватории гавани необходимо было построить маяк. Строительство сооружения началось уже после смерти Александра Македонского, царём Египта Птолемеем l Сотером, а закончено его сыном Птолемеем ll Филадельфом.

Птoлемей II (309-246 гг. до н.э.) царь Египта
Птoлемей II (309-246 гг. до н.э.) царь Египта. В период его правления Египет был богатым и мощным государством.

Фарос располагался от Александрии на расстоянии 1290 метров. Точная дата начала строительства неизвестна, называется промежуток между 299-285 году до н.э.

На строительство маяка ушло 12 лет времени и порядка 23 тонн серебра, а высота составляла от 120 до 150 метров, что делало его на долгие годы, самым высоким искусственным сооружением в мире. Фаросский Маяк, единственный из семи чудес света древнего мира, который имел практическое применение.

Все другие чудеса имели либо развлекательные функции, либо погребальные, как Пирамида Хеопса. Предназначение маяка:

  • давать возможность беспроблемного прохода кораблей в порт Александрию
  • служить дополнительным ориентиром морякам на однообразном египетском побережье
  • служить наблюдательным и сторожевым пунктом, для обзора водных просторов от угрозы нападения вражеских кораблей

Археологи до сих пор ведут споры о материале, из которого построен маяк. Одни считают, что это был известняк твердых пород, другие — розовый гранит, обломки которого найденные поблизости его разрушения, третьи — выдвигают версию, его мраморного происхождения.

Различные изображения версий Александрийского Маяка

Согласно легендам древнегреческого историка Лукиана Самосотского и римского Плиния Старшего, архитектором маяка являлся Сострат Книдский, хотя другими исследователями это утверждение оспаривается.

Устройство маяка

Предположительно маяк состоял из трех башен, стоявших на массивном каменном основании. Первая башня была прямоугольной формы. Её высота составляла 60 метров, со сторонами по периметру 30.5 метра, ориентированными по частям света. В углах яруса размещались статуи тритонов.

В первой башне, по всей видимости, находились служебные помещения для рабочих и солдат, кладовые с запасом топлива. Над первой башней располагалась вторая ― восьмиугольная, с гранями, ориентированными в направлениях, преобладающих здесь ветров.

Макет устройства Александрийского Маяка
Макет устройства Александрийского Маяка

Спиральный пандус предназначался для перемещения топлива и людей на верхнюю башню. Верхнюю часть украшали статуи, некоторые из которых служили еще и флюгерами.

Верхняя башня (фонарь) напоминала цилиндр, в котором горел огонь, указывающий кораблям путь в бухту. На вершине башни располагалась семиметровая статуя Зевса, по другим источникам статуя Исиды-Фарии (попечительницы мореплавателей).

Бронзовые зеркала

Для поддержания пламени требовалось большое количество топлива. Дерево подвозилось по спиралевидному пандусу на телегах, запряженных лошадьми или мулами. За пламенем стояли бронзовые пластины, направляющие свет в море. С кораблей маяк можно было увидеть за 50 км.

Упадок и гибель маяка

К Хll веку александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли не могли ей пользоваться. Устройство маяка пришло в упадок. Бронзовые пластины, служившие отражателем, вероятно, переплавили на монеты.

Символ Фароса, расположенный в рифе Красного моря, на разломе двух тектонических плит, являлся зоной вероятных природных катаклизм. С 796 по 1323 годах маяк был поврежден пять раз. Землетрясение 956 года, по сведениям сохранившихся источников, вызвал обвал верха маяка и падение изваяния Зевса.

После катастрофы вместо верхней части маяка, был сооружен купол в исламском стиле. В 1303 году землетрясение, имевшее интенсивность 8 балов, нанесло самые серьёзные разрушения маяку, а последние фрагменты его пропали в 1480 году. Правивший в то время султан Египта Кайт-бей возвёл крепость на основании бывшего маяка, использовав при строительстве остатки от его развалин.

Форт Кайт-Бей, построенный султаном Египта Кайт-беем, на месте разрушившегося маяка
Форт Кайт-Бей, построенный султаном Египта Кайт-беем, на месте разрушившегося маяка

В 1968 была проведена первая подводная экспедиция под эгидой Юнеско по поиску остатков Фаросского маяка. Она подтвердила обнаружение под водой руин, являющихся частью маяка, но из-за отсутствия опытных водолазов, работу экспедиции приостановили. Вторая подводная экспедиция французских археологов продолжилась только в 1990 году.

Эта экспедиция в 1994 году также подтвердила на дне Александрийской гавани, в восточной её части, фрагменты Фаросского маяка, которые представляли из себя гранитные блоки весом от 49 до 60 т.н., частично разбитые на куски, 30 статуй сфинксов, 5 обелисков и колонн с резьбой периода Рамсеса II (XIII века до н. э.).

Командой Эмперера, руководившего экспедицией, были составлены при помощи фототехник и картографии каталоги более 3300 артефактов маяка, 36 из которых были восстановлены и выставлены в музеях Александрии. Начиная с 1978 года поступали предложения о возведении на месте маяка, современной её реконструкции.

Руины маяка на дне моря
Руины маяка на дне моря

В 2015 году правительство страны и города Александрии предложили построить на месте маяка небоскрёб, по программе реконструкции восточной гавани Александрийского порта. Министерство по делам древности Арабской Республики Египет в 2016 году, предложило создать подводный музей из руин маяка.

Увы, пока ни музея, ни небоскреба нет, то ли средств не нашлось, то ли сильного желания у инициаторов этой идеи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: